Назначение и область применения опорных частей:
Опорные части мостов предназначены для передачи опорных реакций от пролетных строений на опоры и обеспечение угловых и поступательных перемещений опорных узлов конструкции.
Опорные части разделяются на:
Это деление связано только с поступательными перемещениями, возникающими в пролетных строениях. Неподвижные и подвижные опорные части обеспечивают повороты опорных сечений, вызываемые изгибом конструкций пролетных строений. Также, они различаются способами обеспечения поворотов и поступательных перемещений.
Неподвижные и подвижные опорные части разделяют на:
Плоские опорные части применяют в пролетных строениях с достаточно большой
жесткостью, где угол поворота опорных сечений мал и для его обеспечения достаточно
прокладки из податливого материала. При этом незначительное ограничение поворота не
приведет к заметным дополнительным усилиям в конструкции.
В тангенциальных частях поворот достигается опиранием плоского балансира на
цилиндрическую нижнюю часть или сочленением балансиров с помощью
цилиндрического шарнира. При этом опорное сечение может повернуться только в одной
плоскости. Контакт происходит по линии с возникновением контактных напряжений,
величина которых зависит от радиуса цилиндрической поверхности.
В опорных частях с шаровыми сегментами сечение поворачивается за счет скольжения
шарового сегмента по сферической поверхности нижнего элемента. Поворот достигается
малой величиной трения по поверхности скольжения, для чего вогнутую поверхность
покрывают антифрикционным материалом, а ответную поверхность шарового сегмента
выполняют из коррозионностойкой стали с малой шероховатостью и полируют.
Плоские опорные части и тангенциальные опорные части работают с большим коэффициентом трения (˂ 0,4) и имеют ограниченную область применения по воспринимаемым нагрузкам и перемещениям, возникающих в опорных сечениях.
В опорных частях с шаровым сегментом поступательные перемещения достигаются специальной плоской парой скольжения, где используют нержавеющую полированную сталь и антифрикционный материал. Такое сочетание обеспечивает коэффициент трения от 0,01 до 0,12, который увеличивается при понижении температуры окружающей среды и уменьшается при увеличении давления на антифрикционный материал.
Поверхности скольжения в опорных частях с шаровым сегментом должны быть тщательно
обработаны и надежно защищены от повреждений и загрязнений, как при монтаже, так и
эксплуатации. Чтобы требуемый коэффициент трения сохранялся длительное время, при
использовании антифрикционных материалов при изготовлении наносят смазку, на поверхности скольжения.
Основные компоненты опорных частей
Плоские подвижные и неподвижные опорные части включают в себя:
Неподвижная опорная часть с шаровым сегментом включает в себя:
Тангенциальные подвижные и неподвижные опорные части включают в себя:
Подвижная опорная часть с шаровым сегментом включает в себя: